Deshevlediscount.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правописание чулок и чулков: верная форма множественного числа, грамматика, употребление

Правописание «чулок» и «чулков»: верная форма множественного числа, грамматика, употребление

Слово «чулок» во множественном числе родительного падежа правильно пишется, как и в единственном именительного: тоже «чулок». Писать его по правилам 2-го склонения имён существительных, аналогично «директоров», «носков», «подростков», «шорохов», и т.д., неверно. «Чулок» в русском языке – разносклоняемое существительное, как и «ботинок», «сапог», «тапок» и т.п. И основания к тому, оказывается, вовсе не грамматические. Может быть, потому и Викисловарь молчит насчёт «чулок», как Попандопуло о свадьбе в Малиновке, а другие популярные источники (напр. АиФ) вразумительных пояснений данному феномену не дают.

Многие отмечают, насколько сложен и многогранен русский язык. Даже носителю языка овладеть всеми его тонкостями по-настоящему трудно. При этом все ученые обращают внимание: необходимо досконально знать теорию и практику, чтобы не просто уметь говорить и писать на русском, но и использовать активно все его богатства.

При этом русский язык сложный по объективным оценкам. Среди мировых языков по трудности он находится на втором месте после арабского. Как же быть? Каким образом овладеть всеми тонкостями, начать отлично ориентироваться в языке и мастерски его использовать? Ответ очевиден: надо разобраться во всех правилах, освоить их и запомнить, начать хорошо разбираться в теории. Тогда и в практике сложностей будет гораздо меньше.

Сегодня перед нами стоит непростая и интересная задача: мы рассмотрим склонения существительных в современном русском языке. Постараемся узнать все важные моменты, разобрать тонкости на конкретных примерах.

Вам будет интересно пройти эти тесты:

Фото: pixabay.com

В этом сравнительно небольшом тесте собрано 30 достаточно часто употребляемых слов английского языка. Считается, что чтобы кое-как общаться на английском и понимать большую часть бытовой речи, достаточно выучить около 800 слов, а чтобы хоть сколько-то изъясняться в англоязычных странах, хватает и сотни. Проверьте свой словарный запас – всё ли из перечисленного вы переведёте правильно?

Как появляются слова? Тест на знание словообразования

В любом активном языке процессы словообразования идут постоянно. Меняется экономика, отношения, с развитием общества изменения происходят во всех сферах жизни. Все это не может не отражаться на языке — появляются новые понятия, которые требуют обозначения. Развитие культуры требует новых слов, отражающих гамму эмоций. Тест поможет вам лучше понять, как появляются слова в русском языке и проверить свои знания.

Читайте так же:
Машина для гольфа террария

Правильно ли вы пишете эти приставки?

Тест на знание русского языка. Если перед корнем слова добавить приставку, то можно получить еще немало новых слов. Однако, не все так просто — правописание приставок ограничено целым рядом правил и исключений. Проверьте, насколько хорошо вы их знаете. Найдите вариант, где слово пишется иначе, чем другие.

Тест на слова, которые выдают в нас невежд

Как часто мы допускаем ошибки в употреблении «красивых» слов, не зная их значение. Например, аутентичность — слово, ставшее популярным в последнее время. Его употребляют как синоним самобытности. «Аутентичный ресторан», «аутентичный Петров» Между тем аутентичность отсылает к оригиналу, подлинности. Аутентичными могут быть тексты, картины, музыкальные произведения. Пройдите тест и проверьте, правильно ли вы употребляете слова. Выберите вариант, где указано верное значение.

© 2000–2021 Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру»

Учредитель — ООО «Квантор»
Адрес учредителя: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.432, 434

Главный редактор — Тимофеева Олеся Владимировна

О фотографиях и других изображениях, используемых на сайте.
Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.
Любая перепечатка возможна только при выполнении условий.
Несанкционированное использование материалов запрещено.
Все права защищены.

Изменить настройки конфиденциальности (только для жителей EEA)

Образование множественного числа

В родительном падеже для существительных множественного числа характерно нулевое окончание и — ов, ев, — ий, ей. Каждому из трёх основных склонений свойственны разные варианты указанных окончаний.

Морфема ов, ев на конце слова

Образование преобладающей доли существительных мужского и среднего рода 2 склонения, имеющих в виду большое количество чего-либо, кого-либо, происходит посредством морфем -ов, ев (ёв). Примеры: лекторов, зайцев.

Они свойственны формам слов с согласным твёрдым на конце в единственном числе именительного падежа, исключая звуки ж и ш.

Такие падежные окончания присущи следующим существительным:

Родительный падеж пример

  • Названиям ряда фруктов и овощей: помидор — из помидоров, апельсин — пять апельсинов, баклажан — рассада баклажанов, лимон — нет лимонов, мандарин — несколько мандаринов, томат — из томатов, абрикос — килограмм абрикосов.
  • Предметам, вещам и явлениям: стол — вокруг столов, рельс — поперёк рельсов, брелок — нет брелоков, мороз — нет морозов, снегопад — много снегопадов, прогноз — без прогнозов. У существительных, заканчивающихся на ц, действует правило, если гласная после этого согласного звука ударная, то ставится окончание -ов (огурец — огурцов, отец — отцов, близнец — близнецов). Если ударение падает на другой слог, то -ев (братец — братцев, младенец — младенцев, танец — танцев, перец — перцев).
  • Словам мужского рода, оканчивающимся на й, как гений — для гениев, музей — много музеев, злодей — у злодеев, край — без краёв, улей — возле ульев.
  • Формам среднего рода на -е: платье — много платьев, устье — устьев, верховье — у верховьев.
Читайте так же:
Виды носков гольф чулков

Существительные на -ей, ий

Имена существительные среднего и мужского рода, имеющие на конце основы -е, мягкий знак и шипящие ш, ж, обладают окончанием -ей: море — среди морей, конь — много коней, огонь — сияние огней, ружьё — ружей, голубь — стая голубей, малыш — для малышей, кирпич — из кирпичей.

 форма родительного падежа множественного числа существительных

Такие же окончания имеют слова мужского рода 1 склонения, как юноша — юношей, судья — судей.

Для слов женского рода 3 склонения в такой падежной форме также свойственно окончание -ей: мышь — мало мышей, вошь — нет вшей, ведомость — из ведомостей, отрасль — для отраслей, рысь — нет рысей.

Образовать словоформы женского рода 1 склонения и среднего рода на безударное -ье, -ья, -ия, -ие помогает окончание -ий.

Таблица, примеры:

Женский род (в н. ф. -ия, -ья)Средний род (в н. ф. — ие, -ье)
армий (армия)селений (селение)
студий (студия)собраний (собрание)
колдуний (колдунья)веселий (веселье)
горгулий (горгулья)кушаний (кушанье)
бегуний (бегунья)прошений (прошение)
стадий (стадия)знаний (знание)

Нулевое окончание

Когда на конце слова не стоит буквенное или звуковое окончание, то оно называется нулевым. Такая морфема на конце слов свойственна только 1 и 2 склонению.

В образовании ряда существительных такой формы 1 типа склонения задействовано нулевое окончание родительного падежа. Примеры правописания окончаний:​

На какие вопросы отвечает родительный падеж

  • Вода — много вод, рыбы — косяк рыб, кухня — нет кухонь, тыква — урожай тыкв, вафля — пять вафель, деревня — возле деревень, барышня — для барышень. Следует запомнить, что мягкий знак на конце не ставится в случаях: вишня — куча вишен, черешня — около черешен, башня — нет башен, туча — много туч.
  • Дедушка — двое дедушек, мужчина — толпа мужчин, юнга — для юнг, папаша — собрание папаш, слуга — обучение слуг.
  • Сирота — дом сирот, недотрога — для недотрог, забияка — один из забияк, ябеда — нет ябед, жадина — много жадин.​

Во 2 склонении нулевое окончание характерно для следующих существительных:

  • Мужского рода, оканчивающихся на твёрдую -н: гражданин — у граждан, господин — для господ, островитянин — много островитян, боярин — для бояр, дворянин — у дворян. Исключение в этом случае — слово семьянин, имеющего единственную форму.
  • Среднего рода с окончанием -це, -о: блюдо — нет блюд, блюдце — горка блюдец, зеркало — сверкание зеркал, полотенце — стопка полотенец, дупло — много дупел, яблоко — ведро яблок. Исключение: дно — доньев.
  • В словах с основой на шипящий звук, в конце мягкий знак множественного числа не ставится: училище — училищ, убежище — убежищ, страшилище — страшилищ.

Можно выделить определённую, но не абсолютную закономерность образования множественного числа: нулевое окончание слова характерно этой форме, если в именительном падеже единственного числа есть буквенное или звуковое.

Необходимо принять к сведению особенные имена существительные в родительной падежной форме с нулевым окончанием.

Окончания родительного падежа

  1. Обозначения предметных пар: сапоги — пара сапог, валенки — много валенок, погоны — без погон, чулки — нет чулок, эполеты — эполет, глаза — глаз.
  2. Наименования национальностей и народов, имеющих перед окончанием звук -р и -н: для болгар, татар, молдаван, армян, англичан, могикан, грузин, цыган, башкир. Есть исключения, как негры — негров.
  3. Войсковые названия: солдаты — для солдат, партизаны — отряд партизан, кадеты — у кадет.
  4. Измерительные единицы: вольты — 380 вольт, аршины — 10 аршин, рентгены — много рентген, ватты — 100 ват, герцы — 1 тыс. герц, гектар — 6 гектаров.

Во всех группах есть наименования, в которых приемлемы два равнозначных варианта. Например: свеча — свеч и свечей, туфля — туфель и туфлей, унты — унт и унтов, носки — носок и носков, буряты — бурят и бурятов, туркмены — туркмен и туркменов, гусары — гусар и гусаров, драгуны — драгун и драгунов, килограммы, граммы — килограмм и килограммов, грамм и граммов.

В какой форме правильно употребить, зависит от смыслового содержания словосочетания в предложении. Вариант без окончания применяется в устной речи.

Особая форма

У существительных, используемых в русском языке только во множественном числе, преобладает нулевое окончание.

Родительный падеж в русском языке

Например: грабли — много грабель, деньги — нет денег, шахматы — без шахмат, макароны — пакет макарон, ворота — от ворот, в прятки — без пряток, брюки — у брюк, чернила — нет чернил.

Помимо нулевого, в форме родительного падежа таким словам свойственны и другие окончания: сани — саней, джинсы — джинсов, дрожжи — дрожжей, качели — качелей.

Правописание и правильное произношение склонения этих имён существительных надо помнить.

Местоимения

  1. Притяжательные местоимения всегда согласуются с существительными, к которым они относятся, в роде и числе. Например, мой билет (билет – существительное мужского рода), твоя виза (виза – существительное женского рода), моё яблоко (яблоко – существительное среднего рода), ваши деньги (деньги – существительное множественного числа).
  2. Форма местоимений его, её, их не изменяется. Выбор формы местоимений третьего лица зависит от рода субъекта, которому принадлежит вещь:
    • Это Антон. Он здесь. Это его билет, его виза, его фото, его деньги.
    • Это Анна. Она там. Это её билет, её виза, её фото, её деньги.
    • Это Антон и Анна. Это они. Это их журнал, их виза, их фото, их деньги.
  3. Для того, чтобы задать вопрос к притяжательному местоимению и узнать, кому принадлежит вещь, в русском языке используются специальные формы: чей? чья? чьё? чьи? Выбор формы местоимения зависит от рода и числа существительного, к которому относится вопросительное метоимение:
    • Это Мария. Это билет. Это её билет. Чей это билет? («билет» мужского рода, поэтому выбран вопрос «чей»).
    • Это Джон. Это виза. Это его виза. Чья это виза? («виза» женского рода – вопрос «чья»).
    • Это Антон. Это яблоко. Это его яблоко. Чьё это яблоко? («яблоко» среднего рода – вопрос «чьё»).
    • Это Анна и Джон. Это деньги. Это их деньги. Чьи это деньги? («деньги» – множественное число, поэтому вопрос «чьи»).

Ход игры:

В гости к детям приходит заяц. Сегодня он будет делать гимнастику. Дети отдают команды, а заяц их выполняет. Но говорить надо правильно. Если ошибешься, заяц не выполнит команду.

После гимнастики заяц прощается с детьми. Он отправляется бегать на свежем воздухе.

«Подбираем рифмы»

Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек).

Оборудование:предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, два щенка, две синички.

Множественное число прилагательных

Множественное число прилагательных в именительном падеже (Mianownik)Во множественном числе прилагательных также важно определить, относится слово к лично-мужской или нелично-мужской форме.

В нелично-мужской форме, куда относятся предметы, явления, женщины, дети, животные, прилательное имеет окончание .

  • wysoka kobieta — wysokie kobiety
  • czarny kot — czarne koty
  • dobry samochód — dobre samochody

В лично-мужской форме прилагательные имеют окончание -i/-y. И также присутствует явление альтернации. Составим список чередований.

  • ki > cy
  • gi > dzy
  • ły > li
  • ry > rzy
  • ty > ci
  • dy > dzi
  • chy > si
  • szy > si
  • ży > zi
  • ny > ni
  • ładny chłopiec — ładni chłopcy
  • wysoki polak — wysocy polacy
  • stary człowiek — starzy ludzie
  • wesoły kelner — weseli kelnerzy

Прилагательные, оканчивающиеся в единственном числе на -i, -cy, czy, dzy во множественном числе лично-мужской формы сохраняют эти окончания.

  • głupi człowiek — głupi ludzie
  • interesujący profesor — interesujący profesorzy

liczba mnoga

Вам должно это понравиться:

Увидели ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector