Deshevlediscount.ru

Мода и стиль
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грамматическая основа предложения

При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми. Итак, целью пред­ло­же­ния может быть сооб­ще­ние, вопрос или побуж­де­ние. В пред­ло­же­нии содер­жит­ся сооб­ще­ние о собы­тии, кото­рое вос­при­ни­ма­ет­ся как реаль­ное, про­ис­хо­дя­щее в каком-то вре­ме­ни или как нереальное.

Предложение может состо­ять как из несколь­ких слов, объ­еди­нен­ных меж­ду собой грам­ма­ти­че­ски и инто­на­ци­он­но, так и из одно­го слова.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, например:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Сумерки . Рано вече­ре­ет . Мы плы­ли доволь­но мед­лен­но (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения

Это одно или несколько ключевых слов в предложении. Обычно в ней выделяется объект (подлежащее), который является «главным действующим лицом», а также то, что он делает (сказуемое).

Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).

Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:

Ася утром пошла в школу, и свора собак во дворе залаяла — а это сложное предложение.

В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.

И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.

Как подчёркивается грамматическая основа

Основы часто нужно выделять на письме графически. Если возникла такая необходимость, то подлежащие надо подчеркивать одной чертой , а сказуемые — двумя . Также иногда нужно рисовать к предложению схему — там главные члены обозначаются аналогичным образом.

Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.

Схема такого предложения выглядит следующим образом: [ ]. В схеме же к сложному предложению рисуется несколько скобок — в зависимости от количества основ.

Для данного предложения схема будет следующей: [ ] и [ ]. Для разных видов сложных предложений рисуются разные схемы.

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:

Подлежащим в этой конструкции выступает слово «стол» , которое обозначает предмет. Однако могут встречаться и другие варианты. По факту, подлежащее может быть выражено множеством других частей речи. Проиллюстрировать это смогут конкретные примеры:

  1. Я ходил весь день (подлежащее «я» , оно выражено местоимением).
  2. Девять можно поделить на два (подлежащее «девять» , выражено числительным).
  3. Мудрый всегда внимательно выслушает (подлежащее «мудрый» , выражено прилагательным).
  4. Наконец наступило долгожданное послезавтра (подлежащее «послезавтра» , выражено наречием).
  5. Прибывшие рассеивались по перрону (подлежащее «прибывшие» , выражено прилагательным).
  6. Громкое ура (подлежащее «ура» , выражено междометием) прокатилось по площади .
  7. Служить Родине — вот мое призвание (подлежащее «служить» , выражено глаголом-инфинитивом).

При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить.

Читайте так же:
Ныряльщик за мячом для гольфа

Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного

Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:

Ему следовало начать еще вчера.

Сказуемое в этом предложении — словосочетание «следовало начать» , где «следовало» — глагол-связка, а «начать» — инфинитив.

Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.

Количество грамматических основ в предложении

Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.

В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.

В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.

  • Во-первых, они тяжело воспринимаются
  • Во-вторых, в них можно сделать очень много ошибок.

Что такое подлежащее. Примеры

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

Чаще всего это субъект действия — тот, кто что-то делает. Например: Федор Иванович уволился с работы.
Но если глагол стоит в страдательном залоге, то подлежащее — объект чужого действия: Федор Иванович был уволен с работы.

Подлежащее может выражаться существительным или местоимением в именительном падеже, а также любой частью речи в значении имени существительного — прилагательным, причастием, числительным, даже междометием.

Подлежащее, выраженное разными частями речи. Примеры
Папа был доволен. (Существительное)
Они думают. (Местоимение)
Хромой улыбнулся. (Прилагательное)
Отдыхающие вернулись в гостиницу. (Причастие)
Ко мне подошли двое. (Числительное)
Раздалось дружное ах. (Междометие)

Подлежащим может быть сочетание числительного с существительным: Три собаки бежали за мной. Четверо друзей гуляют в парке.

Синтаксически неделимое словосочетание также может выступать в роли подлежащего: Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся поэт. Анютины глазки — мои любимые цветы.

Подлежащим может быть инфинитив, неопределенная форма глагола: Играть в шахматы — его любимое занятие.

Грамматическая основа предложения снегу навалило

В этом уроке вы узнаете, как находить грамматическую основу предложения, чтобы выполнять тестовое задание номер 2. Чтобы выполнить задание номер 2 сначала нужно найти грамматическую основу в каждом предложении.

Теория для выполнения задания

1. Что такое грамматическая основа предложения?

Давайте подробно разберем что же такое грамматическая основа предложения. Итак, основа – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это главный член предложения который отвечает на вопросы именительного падежа. То есть на вопросы: кто? или что? Подлежащее обозначает предмет речи. Для тех, кто не знает, что такое предмет речи – это то, о чем идет речь в предложении.

2. Подлежащее.

Допустим, в предложении идет речь о книге. Например: Книга была толстая. Значит предметом речи будет книга, если речь идет о животном, например: в стаде корова выделялась своим цветом, то предметом речи будет само животное. В нашем случае предмет речи – корова.

Многие учащиеся почему-то уверены, что подлежащие это обязательно существительное, но это не так, подлежащее может быть выражено практически любой частью речи.

Читайте так же:
Горжетка из меха с платьями

Давайте приведем соответствующие примеры. Итак первое предложение: “Начинается день”. На вопрос кто? что? отвечает существительное “день”, следовательно оно и будет подлежащим. Далее: “Я хожу по полю”. В этом предложении подлежащим будет уже местоимение, а именно местоимение “Я”, так как оно отвечает на вопрос: кто? что ?, то есть хожу по полю кто? – Я.

Следующее предложение: “Пленный что-то говорил” . Что-то говорил кто? – Пленный. Пленный – это прилагательное. Но так как оно отвечает на вопрос: кто? , то оно также будет выступать в роли подлежащего.

Надеюсь, убедились, что в роли подлежащего может выступать все что угодно главное, на что вы должны обращать внимание это – вопрос то есть, если слово отвечает на вопросы именительного падежа – кто перед вами. Подлежащие ни на какие другие вопросы, никаких других падежей никогда отвечать не будут. Также хочу, сказать что одна из наиболее распространенных ошибок, которые совершают школьники пытаясь найти подлежащее – это неправильное определение падежа. Именительный падеж очень часто путают с винительным, так как в составе этих падежей есть одинаковый вопрос “что?”.

Путаница между подлежащими может возникнуть только тогда, когда предполагаемое подлежащее – неодушевленный предмет, поэтому при нахождении подлежащего я всем рекомендую делать нехитрую проверку. Итак, если предполагаемое подлежащее в предложении – неодушевленный предмет и у вас получилось задать к нему вопрос что? – замените этот неодушевленный предмет одушевленным, например словом человек, если вставленное слово будет отвечать на вопрос кого, то перед вами винительный падеж и проверяемое слово не будет подлежащим, оно будет дополнением. Если же, при проверке вставленное одушевленное слово будет включать на вопрос кто, то перед вами именительный падеж, следовательно, проверяемое слово действительно подлежащее.

Приведем пример: «Прочти мне какие-нибудь стихи. Прочти мне что? – стихи. Вопрос «что» подходит. Теперь давайте выполним проверку на винительный падеж. Заменим слово стихи – словом человек. «Прочти мне какого-нибудь человека», то есть прочти мне кого? – человека. Так как вопрос у нас не “кто”? а – “кого-то”, перед нами винительный падеж. Значит, слово стихи будет дополнением.

3. Сказуемое.

Давайте теперь подробно разберем что же такое сказуемое. Рассмотрим составные сказуемые или проще говоря сказуемые, состоящие сразу из нескольких слов.

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Существуют составные глагольные и составные именные сказуемые. Начнем с основного глагольного. Оно включает в себя два или три глагола. Причем 2 или 2-3 глаголы обязательно должны быть в начальной форме. Приведем примеры:

«Мальчик стал рассказывать о случившемся». Мальчик что сделал? Он стал рассказывать. Оба глагола выражают действие мальчика. Значит они оба будут одним сказуемым. Еще пример: «Не могли бы вы помочь нам?». Тут то же самое. Действие обозначают сразу два глагола: Могли и помочь, значит они оба будут сказуемым. Последний пример: «Я хотел пойти погулять». В данном случае действие подлежащего выражают сразу три глагола: хотел пойти и погулять. Значит все они также будут одним сказуемым.

Практика

Итак, давайте рассмотрим пример решения задания №2 ОГЭ по русскому языку. Задание взято из демоверсии ОГЭ 2021.

Читайте так же:
Разбор задней двери гольф плюс

В задании №2 от нас требуется выполнить синтаксический анализ. Нужно найти грамматическую основу, то есть главные члены предложения. Предлагаю Вам такой алгоритм действий. Для начала в каждом предложении из приведённого текста находим грамматическую основу, то есть подлежащее и сказуемое. Для этого можете переписать данные предложения себе в черновик и подчеркнуть подлежащее одной горизонтальной линией, и сказуемое двумя горизонтальными линиями. Итак, давайте приступим. Проверяем первое предложение:

Способ №1. Находим грамматическую основу от подлежащего.

О чём говорится в предложении? Об уникальности. Уникальность – это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Уникальность что делает? Заключается. “Заключается” – это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О ком еще говорится в предложении? О нас. “Мы” – это подлежащее, выраженное местоимением в именительном падеже. Мы что делаем – живём. Живём – это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О чём еще говорится в предложении? О появлении. Появление – это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Появление что сделало? Стало вершиной. Это составное именное сказуемое, выраженное глаголом в связке с “стало” и именной частью, выраженной существительным “вершиной”.

Теперь давайте рассмотрим 2-е предложение, применив для этого другой способ нахождения грамматической основы.

Способ №2. Находим грамматическую основу от сказуемого.

Для этого задаём вопросы:

  1. Какое действие совершается в предложении?
  2. Какое состояние описывается?
  3. Кто/что совершает это действие?
  4. Кто испытывает это состояние?

Какое состояние описывается в предложении? Не решена. Это составное именное сказуемое , которое выражено нулевым глаголом связкой и именной частью, выраженной кратким причастием. Что испытывает это состояние? Проблема. Это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Такими же способами находим грамматические основы в других предложениях.

Сравниваем найденные грамматические основы с предложенными вариантами ответов. Совпадают варианты грамматических основ в 4-ом и 5-ом предложениях.

Контрольная работа 1

1. Укажи неверное утверждение.

в) В тексте может быть одно предложение.

2. Подчеркни главные члены предложения, расставь запятые, определи (подчеркни) вид предложения: сложное, простое.

а) Снег пропитался водой , отяжелел и осел ( простое ).
б) Подула зима холодом , сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам ( простое ).
в) Листья на деревьях уже пожелтели , а осень ещё не вступила в полную силу (сложное).
г) Ветер подхватил сухую листву (простое).

3. Составь и запиши предложения. Подчеркни грамматическую основу. Над каждым словом укажи часть речи.

пр. сущ. н. гл. прил. сущ.
а) В лесах часто звучат соловьиные трели .

пр. сущ. сущ. пр. сущ. гл. сущ.
С верхушки ели к кормушке спустилась ворона .

4. Разбери слова по составу.

Проверочные. 4 класс. Максимова, с. 33

5. В каком варианте слова являются однокоренными?

б) приморский, моряк

6. Укажи число букв и звуков в словах.

аккуратный – 10 б., 9 зв.
ненастный – 9 б., 8 зв.
пью – 3 б., 3 зв.
маяк – 4 б., 5 зв.
ежата – 5 б., 6 зв.
ручьи – 5 б., 5 зв.

7. Вставь нужную букву в словарные слова. Проверь по словарю.

Кв а ртира, к а ртина, комн а та, авт о м о биль, к о стёр, м а газин, п о беда, пш е ница, м о рковь, п е сок, н а зад, р а стение, р и сунок, сев е р, п о ртрет.

Читайте так же:
Сколько нужно антифриза для гольфа 4

8. Распредели данные слова в три группы и запиши в три строки. Вставь пропущенные буквы.

Дв о ры, ст о ял, ск а зал, тр а ва.

Варе ж ка, ска з ка, ни з кий, лё г кий.

Чес т ный, чу в ство, со л нце, мес т ный.

Сказуемое

В русском языке есть три вида сказуемых: простое, составное, составное именное. При наличии в предложении однородных сказуемых, при разборе грамматической основы их нужно рассматривать отдельно друг от друга.

Простое глагольное сказуемое

Простое сказуемое выражается через обычные глаголы в том или ином наклонении. Примеры:

Он будет долго вспоминать о былом.

Пусть звезды вечно освещают твой долгий-долгий зимний путь.

Весны ждала, ждала природа.

Обижайся не обижайся , а все равно будет по-моему.

Тарелка бум на пол.

Мальчик тут же плясать .

Составное глагольное сказуемое

Такое сказуемое состоит из вспомогательного глагола и безличного глагола в неопределенной форме. Примеры:

Он хочет поступить в университет.

Я долго не мог увидеться с ними.

Обычно вспомогательным элементом составного глагольного сказуемого выступает фазисный глагол, обозначающий ту или иную фазу производимого действия: заканчивать, начинать, бросить, стать. Также в качестве вспомогательных могут выступать модальные глаголы: хочет, должен, обязан.

Составное именное сказуемое

Такое сказуемое образует вспомогательный глагол, которым чаще всего выступает слово быть и словоформы, а также именная часть. Роль последней могут выполнять выражается прилагательное, существительное, наречие, причастие, местоимение.

Погода была плохая .

У него характер прочнее стали.

2 четверть подходит к концу, а в формате дистанционного обучения лучше провести осложненное списывание текста с грамматическими заданиями, чем контрольный диктант.

Предлагаем для 8 класса три текста с пропущенными буквами и знаками препинания, с грамматическим заданием. В текстах есть односоставные предложения, неполные предложения, орфограммы в разных частях речи.

ВАРИАНТ I

Запишите номер своего варианта. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, вставьте пропущенные знаки препинания в предложениях.

Как дума..те — на что больше п..хож.. лёд — на ст..кло или на студ..нь? Скаж..те: конечно, на ст..кло, — он такой(же) твердый. Но это совсем (не)верно. Пол..жите кусок льда на два чурбанч..ка через него п..р..кин..те проволоку а к ней крепко пр..в..жите гир..ку или камен.. . 4

П..лучит..ся совсем (не)ожида(н,нн)ая вещ.. . Проволока (по)немногу пр..режет лёд и уп..дёт (в)низ а брусок остан..т..ся целым. Знач..т лёд п..хож.. (не)на стекло а на густой студен. Но ведь если блюдо со студн..м накл..нить, он потеч..т (в)низ. А лёд? Оказ..вает..ся лёд тоже мож..т теч. как вода.

В высок..х г..рах, где шумят л..вины, снег часто слёж..вает..ся и пр..вращает..ся в лёд. Но лёд (не)держ..т..ся на крутых горных склонах. Медле(н,нн)о (едва)едва он нач..нает теч.. (в)низ, в д..лину. П..лучает..ся наст..ящ..я ледя(н,нн)ая река. Ледник ра..мывает берега отрыва..т от них куски. Камни эти плывут на льду — он н..сёт их с с..бою. (В)низу т..плее. Лёд там та..т а камни ост..ют..ся на земле.

Отступите 2 строки от текста. Выполните грамматическое задание.

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор простого предложения:

Пол..жите кусок льда на два чурбанч..ка через него п..р..кин..те проволоку а к ней крепко пр..в..жите гир..ку или камен.. . 4

  1. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения: согласование, управление, примыкание, указав вид словосочетания по главному слову и значение по зависимому слову.
  2. Найдите и обозначьте в тексте виды односоставных предложений, подчеркнув в них главные члены.
  3. Объясните словесно написание орфограмм в словах:
Читайте так же:
Как отличить качественные джинсы от некачественных

ВАРИАНТ II

Запишите номер своего варианта. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, вставьте пропущенные знаки препинания в предложениях.

В м..розн..ю п..году пуш..стый снег сыпл..т..ся точно сухой песок. А соб..ри его в кучу п..хлопай л..патой, ..ставь на ноч. утром на кучу можно в..к..чить. (Не)пр..валиш..ся. Это уже горка. К..тис.. с неё на сала..ках! На стал..ных полоз..ях хорошо к..тат..ся по льду да (не)всегда их д..станеш.. А с сам..дел..ной горки можно к..тат..ся и на ледянке.

Пр..дырявле(н,нн)ое реш..то набей снегом пол..жи один конец веревки (с)верху и п..лей водой. 4 Ноч..ной моро.. скр..пит всё проч..но. Хв..тай за в..сящий конец вере..ки и тащи на горку с..дись там на неё и — шмыг (в)низ! Ледянка крутит..ся но ск..льзит луч..ше саней и (не)кувыркает..ся (ни)когда.

На к..ньках (не)к..тись сразу по льду: нос р..зоб..ёш.. . (С)начал.. п..пробуй пр..ехат.. по твёрдой снег..вой дорог.. утопта(н,нн)ой пеш..ходами. Когда конёк п..йдет прямо, не в..хляет в стороны, тогда можно и на лёд идти. Есть к..ньки с деревя(н,нн)ой коло..кой. Для них (не)нужно ремней кожа(н,нн)ых с..пог. Они пр..вяз..вают..ся беч..вками на вал..нки и держ..т..ся проч..но.

Отступите 2 строки от текста. Выполните грамматическое задание.

  1. Синтаксический разбор простого предложения:

Пр..дырявле(н,нн)ое реш..то набей снегом пол..жи один конец веревки (с)верху и п..лей водой. 4

  1. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения: согласование, управление, примыкание, указав вид словосочетания по главному слову и значение по зависимому слову.
  2. Найдите и обозначьте в тексте виды односоставных предложений, подчеркнув в них главные члены.
  3. Объясните словесно написание орфограмм в словах:

ВАРИАНТ III

Запишите номер своего варианта. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, вставьте пропущенные знаки препинания в предложениях.

Луч..ше кон..ков лыж. По люб..му сугробу на них пр..йдёш.. по всяк..й дорог. А главн..е — сам..му их сделат.. (не)трудно. (С)легк.. выгнут..е д..щеч..ки от ра..валивш..йся боч..ки тут пр..годят..ся. Два реме..ка, а то и просто два обры..ка вере..ки да дюж..на мелк..х гвоз..дей — вот все, что п..требует..ся для лыж.. на первый ра.. .

Когда н..валит много снегу, (не)ходи в лес без лыж.. . З..вязн..ш.. и..муч..еш..ся. Пр..дёт..ся уйти д..мой (ни)чего (не)увидя. А на лыжах пр..йдёшь, (не)пр..в..лиш..ся. И след зайца найдёш. четыр.. ямки — две п..больше подли(н,нн)ей и две п..мен..ше п..к..роче. И ч..рного с красн..й гол..вой дятла увид..ш.. услыш..ш.. . Он трепл..т ш..шку на ел.. и кричит Кик-кик!

Х..хлатые св..р..стели пр..летят и ра..сядут..ся стайкой на бе..лист..й б..рёзе. На кусте с..дит красн..грудый сн..гир.. и поёт т..хон..ко, точно п..скрип..вает. А т..терева, а белки! Да мало ли что ещ. (Не)п..р..считат. скол..ко там инт..ресн..го. Из всех сил п..ст..райся устроить себе лыж.. оден..ся ле..ко и т..пло и иди в зимн..й лес! 4

Отступите 2 строки от текста. Выполните грамматическое задание.

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор простого предложения:

Из всех сил п..ст..райся устроить себе лыж.. оден..ся ле..ко и т..пло и иди в зимн..й лес! 4

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector