Deshevlediscount.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как позвать сивку бурку

Сивка-Бурка

Эмблема МистическаяПятерка.jpg

Что означает название существа? На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона… По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов. Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш» — 1. идти, ехать иноходью; 2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне); 3. скакать (ЭСТЯ1). То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка. Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной. Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом. Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой. Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — «дикая»), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Читайте так же:
Как измерить джинсы по бедрам

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

Характеристика основных персонажей

Смысл истории заключается в том, что необходимо исполнять свои обещания. Главный герой смог выполнить данное отцу слово и долго сторожил пшеничное поле. Там он повстречал волшебного коня, благодаря которому сумел превратиться в доброго молодца и понравиться прекрасной царевне. Это произведение входит в список русских народных сказок для читательского дневника.

Главные герои:

  • Иван — умный и настойчивый парень, которого окружающие считали дураком;
  • старшие братья — ленивые и высокомерные;
  • отец — пожилой человек, обычный крестьянин;
  • царевна — мудрая и справедливая дочка царя;
  • Сивка-бурка — волшебный конь, который стал верным другом главного персонажа.

Царевна узнала Ивана

Если сделать анализ сказки «Сивка-бурка», то станет ясно, что она призывает читателя никогда не зазнаваться и быть честным с окружающими. Царевна не была капризной, и когда увидела грязного Ивана, то сразу узнала в нем своего будущего мужа.

Главная мысль произведения: чтобы стать успешным, нужно обдумывать собственные поступки и не лениться. А также из повествования можно сделать вывод, что с верными товарищами дела делаются намного легче, поэтому следует ценить дружбу.

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Пример грамоты

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

Портал Всероссийского социального проекта «Страна талантов». Учредитель: АНО ДО «Страна талантов». Главный редактор: Черняев Е.В.

Главный герой

Как и во многих других сказках, главный герой по имени Иван был третьим и младшим сыном в семье. Роль основного действующего персонажа ему отводится не случайно, ведь, по обычаю, именно с младшим сыном родители доживали свой век. Следовательно, вместе с равной долей наследства он получал все тяготы по уходу за стариками. Но, как это часто случается, младшего обманывали, и ему доставались только проблемы. В сказках вмешательство волшебных сил помогало восторжествовать справедливости, и каждый получал по заслугам.

Читайте так же:
Как носить бабочку при стойке воротник

Ссылки

  • Одежда народов Кавказа

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Бурка» в других словарях:

БУРКА — (от перс. barak шерстяное покрывало). Широкий войлочный плащ без рукавов у кавказских горцев и других прикаспийских народов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУРКА войлоч. мохнат. плащ без рукавов;… … Словарь иностранных слов русского языка

бурка — См … Словарь синонимов

БУРКА — 1. БУРКА1, бурки, жен. (обл., нар. поэт.). Бурая лошадь. «Сивка бурка вещая каурка.» Сказка. 2. БУРКА2, бурки, жен. Род плаща или накидки из валяного войлока и козьей шерсти на Кавказе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БУРКА — 1. БУРКА1, бурки, жен. (обл., нар. поэт.). Бурая лошадь. «Сивка бурка вещая каурка.» Сказка. 2. БУРКА2, бурки, жен. Род плаща или накидки из валяного войлока и козьей шерсти на Кавказе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

бурка — 1. БУРКА, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. У народов Кавказа: верхняя мужская одежда накидка из овечьей или козьей шерсти, войлока с расширенными приподнятыми плечами. 2. БУРКА, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. Проф. 1. Небольшая буровая скважина,… … Энциклопедический словарь

БУРКА — войлочный плащ у народов Кавказа. В отечественной кавалерии 19 сер. 50 х гг. 20 вв. входила в обмундирование кавказских соединений и частей … Большой Энциклопедический словарь

БУРКА — БУРКА, и, жен. На Кавказе: род плаща из мохнатого овечьего или козьего войлока. Пастух в бурке. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

БУРКА — жен. войлочный, кошемный, валяный, овечий круглый плащ, с приваляным к нему снаружи мохнатым козьим руном; безрукавая епанча для вершника, оборачиваемая запахом от ветра. Горские, бурки ценятся от 1 до 50 червонцев. Толковый словарь Даля. В.И.… … Толковый словарь Даля

БУРКА — специально пробуренная в грунте скважина для закладки заряда при взрывных работах. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б.… … Технический железнодорожный словарь

БУРКА — войлочный плащ у народов Кавказа … Этнографический словарь

Читайте так же:
Где был изобретен гольф

Бурка — БУРКА, войлочный плащъ безъ рукавовъ. Верхн. сторона Б. обык но мохнатая, что дѣлаетъ ее непроницаемою для воды, плотность же войлока даетъ тепло, почему Б. составляетъ необходимую одежду для горца и кочевника. Б. накидывается на плечи и весьма… … Военная энциклопедия

Как дураки заняли важное место в искусстве, и почему Иван не такой дурак, каким кажется

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дураки и юродивые

Дурак, или дурень – как правило, так называли не очень умного, а часто откровенно глупого человека, недотепу. Некоторые исследователи, правда, считают, что прозвище «дурак» относилось к числу имен-оберегов, которые защищали от сглаза. На «дурное» злые силы не позарятся и человеку не навредят. Дурак во все времена отличался тем, что делает все по-дурацки, невпопад, не по правилам, вопреки обычаям и приличиям, а потому привлекал внимание к себе непохожестью на обычных, «нормальных» людей. Корни такой непохожести могли быть разными.

И. Пелевин. "Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николы Салоса в Пскове

На Руси часто встречалось так называемое «мнимое безумие», юродство – явление, имеющее религиозные корни. Юродивыми называли странствующих монахов, тех, кто во имя Христа последовательно отказался от разных мирских забот – от дома, семьи, труда, подчинения власти и правилам общественного приличия. Русская православная церковь почитает тридцать шесть святых-юродивых. Это в первую очередь Василий Блаженный, которого уважал и боялся сам Иван Грозный. Другим «авторитетом» для царя стал Миколка Свят, или Никола Салос, который, по преданию, спас Псков от царской жестокости, предложив Ивану кусок сырого мяса и призвав молиться, чтобы быть прощенным за тяжелый нрав и грехи.

Прокопий Устюжский

Еще раньше, в XIII веке, жил Прокопий Устюжский, по происхождению пруссак, из купеческого рода, раздавший свое состояние и приехавший в Великий Устюг, где он жил на паперти церкви. Прокопий, по преданию, своими молитвами спас город и горожан от разрушения от стихии в 1290 году.
Смысл юродства заключался в отказе от существующих установлений – тех, что нельзя изменить. Неудивительно поэтому, что юродивых одновременно уважали и боялись.

Н. Кочергин. Иллюстрация к сказке "Сивка-Бурка"

Дурак – постоянный персонаж народного фольклора, одна из самых древних его фигур. Сквозь века и тысячелетия проходят устойчивые выражения, поговорки и пословицы, высмеивающие или прославляющие дураков. «Валять дурака», «Дурак только в сказках удачлив», «Дураков не сеют, они сами родятся» и множество других высказываний не только смешны и ироничны, но и заставляют задуматься об этом персонаже как об отдельном феномене. Нетрудно заметить, что главная ценность дурака в культуре – в его способности и умении видеть положение дел под другим углом, в способности говорить правду или, во всяком случае, выражать простой, свободный от условностей, взгляд на вещи. В этом образу дурака очень близки шуты.

Читайте так же:
Какие джинсы одевать при кривых ногах

Шут, Петрушка и Гамлет

Шут, придворный или домашний, был призван развлекать хозяина и его гостей забавными выходками, за что получал внимание, жалованье и личную неприкосновенность – сурово наказывать шута во все времена не позволялось. Свободный в выражении почти любых своих мыслей, не связанный общепринятыми нормами поведения, пользующийся симпатией окружения и влиянием на сильных мира сего, он стал особенным видом дурака. Шута сложно назвать глупцом, особенно если он смог стать ближайшим приближенным к правящей семье.

У.М. Чейз "Королевский шут"

Дурацкое, нестандартное поведение шута, создавало ему очень яркий образ, многократно находивший отражение в искусстве. Частью традиционного наряда европейского шута был колпак с тремя концами – два из них символизировали ослиные уши, а один – ослиный хвост или, по другой версии, петушиный гребешок. В России царские шуты часто облачались в предметы из гороховой соломы, отсюда пошло выражение «шут гороховый».

Я. Матейко "Станчик". Станчик - придворный шут великих князей литовских и королей польских

Право шута – говорить, там, где другие молчат. Поэтому их охотно слушают, и этим объясняется огромная популярность Петрушки, перчаточной ярмарочной куклы, которая известна на Руси с XVI века, но, вероятнее всего, появилась раньше, во времена скоморохов, которые в свою очередь брали на себя функции народных шутов.

Л. Соломаткин "Петрушка"

Шуту в искусстве отводится особенная роль. В литературе это один из важнейших персонажей художественного произведения, который говорит себе, окружающим и читателю правду. В Англии слово «шут» было идентично «безумцу», что, несомненно, не отражало в полной мере сущности этой фигуры. В шекспироведении шут рассматривается особенно внимательно, существуют даже версии, предполагающие, что и Гамлет на протяжении пьесы выполняет роль шута – того, кто обличает окружающих, не опасаясь, что его рассуждения покажутся абсурдными или оскорбительными.

Т. Лоуренс "Гамлет"

Иван-дурак – персонаж русских волшебных сказок

Иллюстрации И. Билибина к сказкам

Читая русские сказки, можно сделать вывод, что Иван – никакой не дурак в прямом смысле этого слова. Его жизненная философия не так уж примитивна, и именно она приводит героя к успеху. Иванушка-дурачок, третий сын, лентяй, простодушный и не подчиняющийся порядку, очень симпатичен читателю и тому, кто ведет повествование. Иван не корыстолюбив, не мстителен, не практичен, принимает решения по наитию, согласно внутреннему порыву – и именно такой персонаж оказывается наиболее симпатичным могущественным высшим силам, которые одаривают его то волшебными предметами, то богатством, то браком с царевной, а чаще всего – всем сразу. Открытость Ивана судьбе – «идет сам не зная куда» — позволяет ему стать проводником для чудес, которые, как известно из мировой литературы, обычные люди склонны не замечать.

Читайте так же:
Как правильно надеть джинсы или одеть джинсы

В. Васнецов "Сивка-Бурка"

Очевидно, «дураковатость» сказочного Ивана заключена именно в его простодушии, простоте – а потому обращает на себя внимание как редкое и, казалось бы, непрактичное качество.
В сказке «По щучьему велению» в роли такого персонажа выступает не Иван, а Емеля – сохранив все главные черты фольклорного «дурака».

Н. Кочергин. Иллюстрация к сказке "Конек-горбунок"

Интересно, что в силу традиций русского фольклора «сказочный» смысл получила картина В.М. Васнецова «Аленушка». Художник изобразил на холсте деревенскую дурочку, юродивую: первоначальное название картины – «Дурочка Аленушка». Но девушка, сидящая у заросшего пруда, в глазах зрителей воспринимается как персонаж русской народной сказки.

В. Васнецов "Аленушка"

Иван-дурак, хоть и является образом безусловно славянским, русским, все же не уникален в истории искусства. Похожие персонажи есть и в творчестве других народов мира. Англии известен Джек-лентяй, во Франции – Жанно-Простак, в Германии – Дурень Ханс, в Норвегии – Аскеладден, в Японии – Ётаро. Даже арабскому Аладдину, герою сказок «Тысячи и одной ночи», присущи черты Ивана.

И. Босх "Корабль дураков

И фольклор, и изобразительное искусство, и художественная литература с большим уважением относятся к персонажу, который не боится жить по собственным законам и не подчиняться условностям. За такими иванами видят носительство тайного знания, о существовании которого человечество строит догадки на протяжении всей своей истории. И, возможно, куда большего внимания заслуживает жизнеописание тех, кто в обычном представлении подпадает под описание безумца, юродивого, дурака – например, Диогена , который, пусть и не жил в бочке, как приписывала ему это молва, но умел удивить современников и потомков нестандартным отношением к себе, к людям и к жизни.

Ахалтекинская лошадь

Фото: Дебабов Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Фото: Дебабов Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Это древнейшая культурная порода. Она выведена около 5 тысяч лет назад в Туркмении. Ахалтекинцы оказали влияние на формирование и арабской породы, и чистокровной верховой. Эти лошади высокие, сухие и очень быстрые (их сравнивают даже с гепардами). Они бывают самых разных мастей — гнедые, вороные, рыжие, серые, буланые, бурые. Но всегда у шерсти золотой или серебристый отблеск. Эта порода великолепна в скачках. В советское время селекционеры успешно поработали над статью и ростом ахалтекинцев (они стали грациознее и выше), а в 1960 году на Олимпиаде в Риме в программе выездки советский ахалтекинец стал чемпионом. Сегодня лошади этой породы по-прежнему одни из самых быстрых в мире. Вот только в России их осталось мало — не больше 400 племенных кобыл.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector