Deshevlediscount.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

Национальный костюм – важная часть культуры любого народа. По стилю одежды, тканям, из которых он выполнен, рисункам и узорам можно много узнать о жизни, обычаях и истории народа.

Узбекский костюм не является исключением из правил. Основные особенности его зародились в древние века. Он отражает национальную специфику, культуру и богатую историю этой азиатской страны. Большое значение на формирование стиля и видов одежды оказал ислам. Одежда должна была быть свободной и прикрывать все тело человека. И, конечно же, особенности климата тоже сыграли большую роль.

женский костюм

Традиционная узбекская одежда

Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.

Узбекская мужская одежда

Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.

Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Узбекская женская одежда

Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.В сурхандарьинском регионе больше предпочитали цвета красных оттенков как символ достатка. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.

Читайте так же:
Брюки изумрудного цвета женские с чем носить

Обувь состояла из махси (ичиги – красивые сапожкибез задника, с мягкой подошвой, без каблука) и сапогов из грубой кожи или резины. Это была очень удобная и теплая обувь, которая и по сей день пользуется авторитетом.

Женский и мужской национальный головной убор. Тюбетейки

Одной из главных деталей в традиционной узбекской одежде служит головной убор. Национальным головным убором во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане- считается тюбетейка. Название тюбетейки происходит от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Ее носят и мужчины, и женщины, и дети. Только пожилые женщины не носят тюбетейки.

Традиционный узбекский головной убор

Традиционный узбекский головной убор

Традиционный узбекский головной убор

Сейчас в крупных городах редко можно увидеть человека в тюбетейке, и по большей части она выступает важной деталью одежды на семейных и религиозных праздниках. Традиционная тюбетейка имеет четырехгранную конусообразную форму, она черного цвета с белой узорчатой вышивкой в виде 4-х «перчиков» и 16-ти миниатюрных арочек. Повседневная тюбетейка «калампир» — одна из самых простых и распространённых, но нельзя недооценивать её значения. Даже в условиях повсеместного влияния европейской культуры, такая тюбетейка необходимый атрибут на некоторых мероприятиях. У каждого региона Узбекистана – своя тюбетейка по высоте и узорам. При всем богатейшем разнообразии принято считать, что в Узбекистане шесть основных школ шитья тюбетеек: ферганская, ташкентская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, самаркандская, бухарская и хорезмско-каракалпакская. Для особых, праздничных случаев существуют нарядные тюбетейки — они богаты яркими и красочными вышивками и узорами, золотым шитьем.

Что носят на голове восточные мужчины: Тюрбан, тюбетейка, феска и др

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тюбетейка

Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».

«Насреддин в Бухаре»

Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.

Читайте так же:
С чем носить гольфы гуччи женские

«Старик Хоттабыч»

В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.

Тюрбан (чалма)

Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.

«Волшебная лампа Аладдина»

В исламский мир тюрбаны попали от арабов домусульманского периода. Этот головной убор стал обязательным, поскольку его, согласно хадисам, носил пророк Мухаммед. Для тюрбана берут кусок ткани длиной от пяти до восьми метров, в некоторых случаях — до двадцати.

Ниханги

Этот головной убор традиционен и для Индии. Для сикхов ношение тюрбана – «дастара» — обязательно. А их воины – ниханги – носят тюрбаны, как и другую одежду, только синего цвета. В прошлом же воины могли носить в тюрбане оружие и вещи для похода, отчего головной убор становился массивным и тяжелым.

«Анжелика и султан»

Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.

Величина тюрбана многое говорила о статусе его хозяина. Тициан. «Портрет Сулеймана Великолепного»

Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.

Читайте так же:
Шапка ушанка женская вязаная крючком видеоурок

Ян ван Эйк. «Портрет мужчины в тюрбане»

Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.

Феска

Сын, по некоторым версиям, французской наложницы османского правителя, Махмуд II всегда был сторонником вестернизации. В 1826 году он уничтожил корпус янычар, заменив его на новое военное подразделение – «Победоносную армию Мухаммеда». Воинам предписывалось носить высокую шапку-колпак с шелковой кисточкой — феску. Османы и раньше использовали этот головной убор, наматывая на него тюрбан. Вообще, история фески опять-таки уходит в глубину веков и уж точно за пределы эпохи ислама. Традиционный для фески цвет – красный.

Султан Махмуд II

Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.

Король Марокко Мухаммед VI

С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.

Османская империя на рубеже XIX и XX веков

Куфия

Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз

На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.

Ясир Арафат

Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.

Читайте так же:
Женский ремень для джинсов какая ширина

Тагельмуст

Туарег

Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.

Как связать тюбетейку крючком: советыкак связать тюбетейку крючком

как связать тюбетейку крючком

Вязать тюбетейку крючком совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Головной убор вяжется как салфетка — по кругу. Количество петель увеличивается за счет прибавок столбиков. Как только окружность дна тюбетейки достигнет нужного размера, продолжаем вязать уже без прибавлений до нужной высоты. В том числе без прибавлений вяжем мы и тулью тюбетейки.

Чем тоньше нитки и номер крючка вы берете в работу — тем меньше получится размер тюбетейки. По одной и той же схеме и с одинаковым количеством столбиков можно связать женскую и мужскую тюбетейки. Стоит только на первую вязать крючок 1,2 и нитки «Ирис», а на вторую — крючок 1,6 и нитки мулине.

Как связать тюбетейку крючком: схема

как связать тюбетейку крючком

Перейдем от слов к делу и приведем выбранные нами схемы для вязания удобных и легких летних шапочек-тюбетеек, которые и смотрятся отлично и голову от палящих лучей солнца защищают.

Как связать тюбетейку крючком: описание пошагово

Как уже было сказано выше, для тюбетейки мы берем хлопчатобумажные нитки. От толщины зависит размер. Вяжем плотно, особенно дно головного убора.

Почему сапоги называют бесшовными?

Наиля Халитовна – театральный художник по образованию – ичигами заинтересовалась случайно. В 90-е годы её мама, актриса и педагог, попросила купить ей настоящие татарские сапожки. В Арске действовала большая фабрика, выпускавшая сапожки, туфельки в национальном стиле. К сожалению, сейчас от этого производства осталась лишь небольшая мастерская.

Панно Наили Кумысниковой

«Я купила в Арске ичиги, подарила маме. А она удивилась: почему они такие жёсткие? – вспоминает Наиля Кумысникова. – Я изучила литературу, походила по музеям и поняла: раньше сапожки действительно были другими и по узору, и по мягкости кожи. Ведь в старину и мужчины, и женщины надевали ичиги как чулки. Само слово «ичиг» состоит из сокращения «ичке читек», и переводится с татарского языка как «внутренний сапог». То есть поверх ичигов всегда надевалась другая обувь: валенки или калоши. Входя в дом, человек снимал верхнюю обувь и оставался в красивых, нарядных ичигах».

Читайте так же:
Бонприкс женские джинсы черные

Сабантуй считается праздником, на котором можно было найти себе жениха или невесту.

Так выглядит знаменитый казанский шов. Работа Наили Кумысниковой.

«Казанский шов не был забыт, – уточняет Наиля Кумысникова. – В Арске девочек учили ему с 12 лет. Он существовал там и до 1917 года, а в 1920-м там открыли фабрику народных промыслов, объединившую всех вышивальщиц».

Белые рубашки с орнаментами на груди, которые носят и женщины, и мужчины, чуваши унаследовали от своих предков булгар.

Художница восстановила и старинные технологии изготовления бесшовных узорных сапог. На самом деле у старинных сапог шов всё-таки был, но только один – впереди. А сзади на ичигах шва не было. Чтобы сапожок лежал по ноге, сзади узор кроили так, что сразу создавался 3D-объём. Ичиги казались бесшовными, потому что шов впереди не был заметен. Было впечатление, что ичиг состоит полностью из узоров.

Хранительница домашнего очага птица Умай. Работа Наили Кумысниковой.

Немножко истории

История халата уходит в глубину веков. Сама одежда древних времен до наших дней не дошла. Причина в том, что это предмет недолговечный. А вот упоминания о таком халате встречаются в письменности, настенных росписях, рисунках и других культурных памятниках еще в VI–VIII веках. Существует красивая легенда, что пророк Мухаммед, не желая потревожить сон котенка, клубочком устроившегося на поле его халата, отрезал ее.

В стародавние времена особое значение придавалось вышивке. Кроме того, что орнамент узбекского национального халата был нарядной, украшающей частью одежды, он имел и смысловое значение. Узор, вышитый на изделии, мог многое рассказать о его владельце. Например, его возраст, происхождение, принадлежность к зажиточному роду или духовенству. Были и такие вышивки, которые заключали в себе зашифрованные святые послания.

По характеру событий халаты делились на праздничные и повседневные, обрядовые и церемониальные (свадебные, траурные, поминальные). Узбекский халат — один из немногих предметов одежды, который дошел до наших дней в неизменном, почти первозданном виде. Чапан выдержал испытание и временем, и модой.

чапан узбекский

zolotoe_shite.png

Основной тканью для золотого шитья в Узбекистане служит бархат различных цветовых оттенков, отчего золотые нити вышивки особо оттеняются, подчеркивая каждый стежок и сложный узор. Популярными техническими приемами вышивки являются гулдузи (вышивание цветов) и заминдузи (сплошной узор).

Исторически золотошвейное дело было мужским ремеслом, однако сейчас этим видом ремесла занимаются в основном женщины.

Особые техники вышивания и национальные узоры делают изделия с золотым шитьем уникальным и оригинальным сувениром для туристов, приезжающих в Узбекистан.

Все фото- и видеоматериалы для Академии предоставлены ГУП «Национальный PR-центр Узбекистана»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector