Deshevlediscount.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительный падеж имён существительных множественного числа

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Родительный падеж имён существительных множественного числа»

Здравствуйте, друзья мои! Вы знаете, сегодня наш Вирус пошёл в магазин. Он захотел купить фрукты и овощи. Но ему пришлось вернуться с пустыми руками. Вы спросите: «Почему?»

Дело в том, что в нашем городе Букваринске даже в магазине продают продукты только тем, кто может грамотно их назвать. А Вирус подал записку, на которой было написано, что ему нужно купить килограмм мандарин, два килограмма помидор, килограмм яблоков и полкило апельсин.

Бедный Вирус, он остался без витаминов. А для того, чтобы такая ситуация больше не повторилась, сегодня мы с вами поговорим о том, какие окончания могут иметь имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Начнём мы, как всегда, с имён существительных первого склонения.

Возьмём сначала уже ставшие привычными для нас слова «коза», «коса», «земля». А ещё, например, слово «газета». Ставим их в форму родительного падежа множественного числа.

Нет кого? чего? коз, кос, земель, газет. У этих имён существительных нулевое окончание.

Попробуем что-нибудь вкусненькое, например, «вишня», «слива», «конфета». Ставим в родительный падеж множественного числа.

Нет чего? Вишен, слив, конфет. И вновь нулевое окончание.

Получается, что у имён существительных, которые в начальной форме имеют окончания или , в родительном падеже множественного числа нулевое окончание?

Подождите-подождите. А если взять, например, такие слова – «доля», «кегля», «юноша»?

Нет кого? чего? долей, кеглей, юношей.

Ну вот, появились имена существительные, у которых не нулевое окончание, а -ей.

Делаем вывод: у большинства имён существительных первого склонения в родительном падеже множественного числа нулевое окончание, но встречаются и слова с окончанием -ей.

Да, Вирус, пока мы рассмотрели только окончания имён существительных первого склонения. А сейчас мы займёмся именами существительными второго склонения. Сначала попробуем просклонять опять хорошо известные нам слова «слон», «конь», «весло».

Нет кого? чего? слонов, коней, вёсел.

Ого! Здесь есть окончания -ов, -ей и нулевое. Ну и ну.

Чтобы разобраться во всём этом многообразии, возьму те имена существительные мужского рода, которые использовал Вирус в своей записке, – апельсин, мандарин, помидор, килограмм.

Нет чего? апельсинов, мандаринов, помидоров, килограммов.

Так, с фруктами всё понятно – у них окончание -ов. Как и в слове «килограммов».

А вот, например, у слов «музей» и «воробей» какие будут окончания в родительном падеже множественного числа?

Нет кого? чего? музеев, воробьёв. Окончания -ев и -ёв.

А если взять слова «партизан», «солдат», «чулок», «носок».

Нет кого? чего? Партизан, солдат, чулок, носков.

Определённо, здесь можно увидеть как нулевое окончание, так и окончание -ов.

Теперь возьмём слова мужского рода с мягким согласным на конце – товарищ, день, король.

Читайте так же:
Названия и виды клюшек для гольфа

Нет кого? чего? товарищей, дней, королей. Окончание -ей.

Ну что же, пора посмотреть, как изменяются имена существительные среднего рода.

Возьмём слова «яблоко», «окно», «стекло», «облако», основа которых оканчивается на твёрдый согласный. И слова «платье», «море», «поле». Их основа оканчивается на мягкий согласный.

Изменим их, поставив в форму родительного падежа множественного числа.

Нет чего? яблок, окон, стёкол, облаков. И нет чего? платьев, морей, полей.

У имён существительных и мужского, и среднего рода в родительном падеже множественного числа можно увидеть нулевое окончание или окончания -ов, -ев, -ёв,

Не расстраивайся, Вирус! Сейчас мы посмотрим, какие окончания могут быть у имён существительных третьего склонения, а потом я поделюсь с тобой и ребятами кое-какими секретами.

Итак, вернёмся к третьему склонению. Возьмём слова «степь», «вещь», «кровать», «ладонь», «дочь». Ставим в форму родительного падежа множественного числа.

Нет кого? чего? Степей, вещей, кроватей, ладоней, дочерей. Как видите, у всех имён существительных третьего склонения в форме родительного падежа множественного числа окончание —ей. А вот у имени существительного «дочь» ещё и добавился суффикс -ер-.

Ну что же, пришло время собрать воедино то, что у нас получилось на практике.

В родительном падеже множественного числа у имён существительных первого склонения может быть нулевое окончание или окончание -ей.

У имён существительных второго склонения может быть нулевое окончание или окончания —ов, -ев, -ёв, -ей.

У имён существительных третьего склонения окончание –ей.

Скажу тебе честно, Вирус, с употреблением имён существительных в родительном падеже возникает столько вопросов, что эти окончания даже указываются в словаре.

Ну а теперь я открою вам некоторые секреты. Я сейчас расскажу об именах существительных, которыми мы довольно часто пользуемся. Например, названия фруктов и овощей.

Если имена существительные, которые их называют, мужского рода, то в родительном падеже множественного числа чаще всего у них будет окончание -ов или, иногда, -ев. Например, пять апельсинов, мандаринов, ананасов, абрикосов, персиков, баклажанов, перцев.

Слова «килограммов» и «граммов» тоже чаще всего пишутся с окончанием -ов.

А вот слово «яблок» в родительном падеже множественного числа пишется с нулевым окончанием. Но ведь оно не мужского, а среднего рода.

Если, например, мы ставим в форму родительного падежа множественного числа название предметов, используемых парами, то в этом случае зачастую у слов нулевые окончания.

Например, две пары сапог, перчаток, ботинок, чулок, тапок, туфель.

Кстати, знаете ли вы, друзья мои, что имена существительные туфля и тапка женского рода и относятся к первому склонению?

Да-да, Вирус, именно так и надо говорить про один предмет: «моя туфля» и «моя тапка». А когда мы говорим «туфель» и «тапок», употребляем эти слова в родительном падеже множественного числа.

Но вернёмся к названиям парных предметов. Среди них есть слово, на которое стоит обратить особое внимание. Это слово «носок». В родительном падеже множественного числа оно в отличие от большинства слов, обозначающих парные предметы, имеет окончание -ов. Несколько чего? Носков.

Читайте так же:
С чего делают мячи для гольфа

Для того, чтобы не ошибиться, существует маленькая подсказка.

Если мы сравним чулки и носки, то заметим, что чулки длинные, а носки – короткие.

А вот имена существительные, их обозначающие, пишутся наоборот.

Носки удлиняются – к ним добавляется окончание -ов. А чулки, наоборот, укорачиваются. Они пишутся с нулевым окончанием.

Пара носков, но пара чулок.

Итак, как же должен был составить свою записку Вирус, чтобы купить фрукты и овощи?

Друзья мои, вот эта записка. Но имена существительные здесь без окончаний. Помогите Вирусу – вставьте окончания там, где это нужно.

Ну что же, проверьте, так ли вы написали.

Килограмм мандаринов, два килограмма помидоров, килограмм яблок и полкило апельсинов.

А ещё обратите внимание на написание слов «килограмм» и «грамм».

Я надеюсь, вы не забыли, что в одном килограмме тысяча граммов? Ведь приставка кило- как раз и переводится как «тысяча». Кстати, теперь можно в словах «килограмм» и «грамм» в родительном падеже множественного числа использовать не только формы с окончанием -ов, но и с нулевым окончанием. Например, пять килограмм, десять грамм. Но чаще всё-таки используется форма этих имён существительных с окончанием -ов в родительном падеже.

А ещё надо запомнить написание слова «газета».

Ну что же, наше время неумолимо истекает. Я ещё раз предлагаю вам вспомнить, какие окончания бывают у имён существительных в форме родительного падежа множественного числа.

А в случае затруднения можно воспользоваться словарём, ведь там приводятся окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа.

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

↑ Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа

↑ Формы имен существительных. Родительный падеж множественного числа.

Существительные на -ня

↑ Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.

Например:
Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

↑ Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)

1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.

Читайте так же:
Как покрасить джинсы зеленкой в домашних условиях

3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.

5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)

Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).
Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе
Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами
Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями
Их было трое, нас четверо

7) Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки

↑ Формы глагола. Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.

Неопределенная форма Повелительное наклонение
Лечь
Ехать
Ездить
Положить
Класть
Бежать
Лазать
Выйти
Выложить
Выверить
Вывесить
Выдвинуть
Клянчить
Махать
Нянчить
Погодить
Портить
Тронуть
Чистить
Ляг(те)
Поезжай(те)
Езди(те)
Положи(те)
Клади(те)
Беги(те)
Лазай(те)
Выйди(те)
Выложи(те)
Вывери(те)
Вывеси(те)
Выдвини(те)
Клянчи(те)
Маши(те)
Нянчи(те)
Погоди(те)
Порти(те)
Тронь(те)
Чисти(те)

2) Одеть – надеть

Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

Пример употребления в предложениях

Многие вместо того, чтобы лишний раз взглянуть в орфографический словарь, просто предпочитают заменить слово, вызывающее сомнения, синонимом. Однако чтобы запомнить правило «носок» или «носков», достаточно просто почаще читать предложения, в которых они употреблены. Ведь это позволит выработать интуицию и следовать правописанию даже в том случае, если выписка из правил будет забыта. Вот небольшая подборка предложений, прочитав которые несколько раз, получится все запомнить:

Написание носков и носок

Как правильно писать слова в русском языке

  1. «Всего один-единственный раз я купила себе пару чулок, а на меня уже смотрели так, будто бы я потратила все скопленные сбережения».
  2. «О происхождении слова „носков“ известно достаточно мало, однако я точно знаю, что его можно употреблять в разной форме — „носков“ и „носок“.
  3. „Мне пришлось появиться на публике как раз в тот момент, когда у меня был порван один чулок, однако никто даже этого не заметил, как оказалось“.
  4. „Чулок“ — именно так должно писаться слово в родительном падеже во множественном числе — запомните это, дети, и никогда не ошибайтесь».
  5. «Разве этот носок может называться хорошим, если всего через пару недель передо мной стоял выбор: выбросить его или начинать штопать».
Читайте так же:
Голубая джинсовка с синими джинсами

Нетрудно заметить, что в этих предложениях присутствуют слова не только в единственном числе, но и во множественном. Это сделано специально для того, чтобы выработать интуитивное чувство при прочтении тот или иного образца. Ведь со временем средство для проверки правильного написания существительного непременно забудется. Однако если перед глазами будет часто присутствовать именно правильное употребление слов, то мозг запомнит это и будет посылать интуитивные сигналы. В результате человек даже не будет задумываться над тем, как правильно. Он просто не сможет допустить ошибки в предложении.

Как найти свой размер

Размеры чулок обозначаются по системе от одного до шести или по стандартной европейской системе: S (small) — маленький, M (middle) — средний, L (large) — большой, XL (extra large) — очень большой.

Линейка высчитывается по росту и весу. На каждой упаковке чулок представлена таблица, где вертикальная графа — рост, горизонтальная — вес.

«Некоторые девушки при выборе чулок себя недооценивают или переоценивают. Примерить эту вещь не получится, нужно довериться консультанту, он подскажет — модель большемерит, идет размер в размер и так далее», — посоветовала Проскурина.

Имидж-стилист уточнила, что натягивать чулок нужно до середины бедра или выше. В любом случае следует ориентироваться на юбку.

Значение падежей

Правило гласит, что родительный падеж обозначает:

  • принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
  • соотношение целого и отдельной части (класс школы);
  • отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
  • объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
  • объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
  • сравнение (быстрее реки);
  • объект измерения, даты либо счета (стакан сока).

Винительный падеж обозначает:

  • переход действия на предмет (например, читать книгу);
  • передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
  • зависимость от наречия (жалко птичку).

Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

0 Спам
1 belovm2saintp • 16:19, 16.11.2021

2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Читайте так же:
Как гольфы появились в современном гардеробе

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Виды склонений

Переходим к рассмотрению основных признаков видов склонений.

Первое склонение

Первое склонение состоит из существительных женского, мужского рода. Окончания должны быть –а. Это очень важный момент.

Когда в школе, в рамках занятий, необходимо определить склонение, в разборе потребуется указать родовую принадлежность слова, а также обозначить окончание. Таким образом становится очевидно, по каким конкретно признакам проводится разбор. И ученикам уже проще запомнить принцип морфологического анализа слова.

первое склонение

А вот и таблица с первым склонением существительных.

Склонение помогает точно определить, каким образом правильно склонять существительные по падежам, не путая окончания. Знание принципов склонений необходимо для грамотной речи, как устной, так и письменной.

Второе склонение

Сюда относятся существительные среднего и мужского рода. При этом у существительных среднего рода окончание может быть –е, -о, а вот у существительных мужского рода окончание может быть только нулевым. Как мы уже знаем, большая часть существительных мужского рода относится именно к первому склонению.

второе склонение

Принцип второго склонения тоже гораздо лучше запоминается наглядно.

Примеры существительных второго склонения: окно, белье, море, мяч, Игорь.

Третье склонение

В третье склонение вошли существительные женского рода. При этом все они должны заканчиваться на мягкий знак. При этом с морфологической точки зрения такое окончание считается нулевым. Необходимо запомнить, что это не просто нулевое окончание, а именно мягкий знак. Примеры: печь, Тверь, мышь.

третье склонение

Для третьего склонения также имеется подготовленная таблица с наглядными примерами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector