Нижнее белье женщин 19 века: как менялись вкусы и нравы
Нижнее белье женщин 19 века: как менялись вкусы и нравы
«Возьмем — и рассмотрим!» — решил журналист и автор блога «Увидел & Зацепило» Кирилл Вишнепольский. Ему удалось выяснить, что основу коллекции Метрополитен составляет историческое женское бельё: оно во все времена было ближе к произведениям искусства, чем мужское. Да и в целом его было больше: сорочки, панталоны, корсеты, корсажи, камисоли, нижние юбки, турнюры.
«Между прочим, спасибо любимому Метрополитену за составление и сохранение этой коллекций, — пишет Вишнепольский. — Бытовые вещи из прошлого чудесным образом делают объёмными картинки учебника истории: начинаешь ощущать, в какой обстановке жили и принимали решение все эти герои прошлых лет. Буквально — в каких трусах».
Женский костюм в начале 20 века
В середине XIX – начале XX столетий в Европе все больше женщин проявляли интерес к мужскому костюму и брюкам как к более удобному, утилитарному и гигиеничному предмету гардероба. Мода начала 1900-х годов была не очень благосклонна к женскому здоровью: в некоторых моделях платья было неудобно даже сидеть, а узкие корсеты, призванные придать телу хрупкость и изгибы, сдавливали грудную клетку и внутренние органы.
Большую роль в зарождении женских брюк в западной моде сыграл модельер Поль Пуаре. Тема «Шехерезады» из «Русских сезонов» Сергея Дягилева вдохновила француза на создание бала-маскарада в духе восточных сказок, где гости были обязаны соблюдать дресс-код. Женщины облачились в шаровары, и даже хозяйка бала, Дениз Пуаре, приветствовала пришедших в штанах и тунике.
Популярность женским брюкам подарила Габриэль Шанель, подсмотрев прием расклешенного кроя у униформы моряков. Так родились парусные штаны, которые мы теперь знаем как брюки-клеш. Впервые в истории женская одежда претендует на удобство, комфорт и свободу движения.
Первая мировая война также внесла свои коррективы и ускорила распространение брюк – женщины приступили к военной службе, а для мест боевого действия платье совершенно не подходило.
Как и многие новшества, брюки остались в обиходе и после войны. В 1923 году мадемуазель Шанель впервые показала женский костюм, и состоял он из узкой юбки прямого кроя и приталенного жакета без излишних украшений. Сшили его из твида, который считался подходящим только для мужской одежды. Так зародился женский деловой гардероб.
В 1930-е годы голливудские дивы впервые появились в кино в мужском пиджаке и брюках. Любовь Марлен Дитрих к мужскому брючному костюму помогла ей стать прообразом деловой, хваткой женщины, которая никому не подчиняется и сама решает, как ей следует жить.
Вторая мировая война заставила оставшихся в тылу женщин работать на заводах, многие предпочли надеть брюки – безопасные и практичные. Предложенные Эльзой Скиапарелли подкладные плечи делали образ более маскулинным. Это была эпоха «женщины-боевой подруги», сильной, смелой, чья женственность как бы приутихла. Ткань и другие материалы были нужны военным, поэтому роскошные юбки или чулки на некоторое время исчезли из повседневного гардероба.
Женские наряды середины XIX века
В середине XIX века фасон платьев стал возвращаться к существующей прежде моде. Они отличались следующими элементами:
- высокой талией;
- наличием корсета;
- крахмальной юбкой-колоколом;
- металлическим каркасом;
- манжетами.
Вместе с началом правления королевы Виктории в моду вошли романтические и мечтательные образы. Наряды приобрели выраженную пышность и стали дополняться оригинальными атрибутами. Платья 19 века украшались узорчатой каймой, воланами, фестонами. Популярным был силуэт «песочные часы».
Период 60-х годов стали называть «вторым рококо». Дамы этого времени носили изящные чепцы и шляпки, муфты и перчатки. Одежда дополнялась шнурованными ботинками, шалями, зонтиками и ювелирными украшениями. Отличительной чертой костюма стал особенный крой рукава под названием «баранья нога». Это широкий рукав в плече, который сужен от локтя к манжете.
В 50-е годы для пошива нижних юбок использовали специальную жесткую ткань, которую делали из китовых усов или стальной проволоки. Внешне каркас напоминал большую клетку для птиц.
В 70-е годы дамы стали подкладывать под подол подушку. Так они придавали своей фигуре пышность. Заднюю часть платья украшали драпировками, рюшами и складками для того, чтобы визуально увеличить область ягодиц. В моде было декольте, которое женщины прикрывали днем косынками или шалями. Показывали глубокий вырез во время выхода в свет вечером.
3. Кружевная блузка
raleighvintage
Полупрозрачная блузка из кружева Лимерик, легко узнаваемого по характерной форме сетки, очаровывает не только милыми в своей простоте цветочными мотивами, но и пышными короткими рукавчиками и прелестным воротничком питер пен. Нагрудные фальш-карманы вторят воротничку, не утяжеляя при этом общего впечатления.
Кокетка на полочке и узкая баска задают своего рода ритм геометрических линий, что придает блузке дополнительную структуру. При этом застегивается она опять-таки на спинке и, как и предыдущая модель, требует топа или сорочки.
Сама нежность: 18 выкроек батистовых блузок
Материалы и детали
- Разнообразные фасоны современных блузок выполняются из различных тканей: хлопчатобумажных, вискозных, льняных, батистовых, и эти модели незаменимы в повседневной моде.
- Очень удобны трикотажные и стрейчевые кофточки, которые не ограничивают свободу движений и комфортны в носке.
- Абсолютным фаворитом выступают роскошные шифоновые модели, отличающиеся женственностью и элегантностью.
- Шелковые, атласные, кружевные блузы выглядят нарядно и празднично, и с успехом используются в вечерних образах.
Большое значение имеют детали.
Воротники рубашечного типа, стойки, отложные и плосколежащие, выполненные из контрастной ткани, украшенные вышивкой, придают модели индивидуальность и неповторимость. То же самое можно сказать и о рукавах. Если первоначально они предполагались длинными, то современная мода не ограничена в своих фантазиях, и наряду с рукавами, опускающимися до кистей рук, мы носим короткие «фонарики» и «крылышки», удобные и практичные «три четверти», фантазийные сложного кроя, превращающие наряд в образец высокой моды, и просто блузы без рукавов.
Популярной отделкой является вышивка, кружево, аппликация, пуговицы, молнии и т. д.
Оригинальная деталь, придающая модели женственность и элегантность одновременно, к тому же очень популярная в этом сезоне – баска. К тому же она позволяет в некоторой мере скорректировать слишком узкие бёдра и, наоборот, замаскировать небольшой животик.
Воротник, переходящий в бант — деталь характерная именно для блузы, придумана легендарной Коко Шанель более 60 лет тому назад. И сегодня это достаточно скромное, но элегантное украшение – неотъемлемый элемент офисной моды.
Европейская мода второй половины 19 века (Второе Рококо)
Во второй половине 19 века моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На основе стиля середины 18 века — рококо — складывается новый, еще более пышный и эклектичный стиль — «второе рококо», или «выставочный стиль».
Мужской костюм
Основным нововведением в области мужского костюма стало строгое деление одежды по функциональному назначению. Выделяются визитный, бальный, домашний и повседневный (рабочий) костюмы.
Мужчины носили белые рубашки на пуговицах, со стоячими или отложными воротничками. В 60-е годы появились манишки, заменяющие рубашку.
В 50-е гг. мужчины носили брюки на штрипках, в 60-е — без штрипок. В 70-80-е гг. брюки приобрели лампасы и сильно расширились книзу. В 90-е гг. в моду вошли брюки «французского» покроя — мешковатые, суженные книзу. В основном их шили из ткани в полоску или клетку.
Парадной, бальной одеждой стал фрак — черный или цветной, который иногда дополнялся фрачным плащом черного цвета на белой подкладке. К фраку надевали белый жилет.
Визитной одеждой становится новый тип костюма — визитка. В отличие от фрака и сюртука, она была однобортной, имела отрезную талию и закругленные фалды. К черной визитке полагались черно-серые полосатые брюки (которые назывались «визиточными») и двубортные или однобортные жилеты — черные, цветные или даже белые. Крахмальные воротнички в тон жилета были стоячими либо отложными. В отличие от фрака, который надевали вечером, визитка была преимущественно дневной одеждой.
В конце века в моду вошел еще один новый костюм — смокинг (первоначально — «костюм для курения»). Его носили в основном молодые люди. Со смокингом надевали черные брюки с черными шелковыми лампасами.
Каждый день мужчины носили сюртук. Распространившиеся в этот период пиджаки и жакеты также играют роль повседневной одежды.
Дома надевали различные жакеты и бархатные блузы.
Верхняя мужская одежда была очень разнообразна: пальто с пелериной, длинная шуба на меху, длинный плащ без рукавов с пелериной («гавелок»), мешкообразное пальто («сак»), короткое пальто в талию, отделанное спереди шнурами («бекеша»).
В 50-е-60-е гг. галстук имел вид банта, а к 70-м годам появился ленточный галстук. К фраку полагался белый галстук, завязанный бантом.
Женский костюм
Во второй половине 19 века Франция по-прежнему законодательница женских мод.
В 50-е-60-е гг. модный женский костюм приобрел вычурные формы. Этот период в истории моды известен как «моды Второй империи».
Платья в это время шили из шелковых и шерстяных тканей, из атласа, репса, штофа, бархата. В моде самые яркие расцветки — лиловые, ярко-розовые, красные. Отделкой служили искусственные цветы, бахрома, галуны, вышивки, кружева (особенно модными были кружева золотые). Кружева и вышивки теперь изготовлялись не вручную, а фабричным способом.
Самой примечательной чертой женского костюма стал кринолин (от французского слова crine — «грива, конский волос»). Это была конструкция из ивовых прутьев, китового уса или металлических обручей, которую надевали под нижнюю юбку. Она позволяла придать юбке особую пышность. К 1860-му г. круглый каркас кринолина уступил место овальному.
Для женских платьев была характерна естественная длина талии и спущенная линия плеч. Под платьем обязательно носили туго зашнурованный корсет.
Повседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу рукава. Бальные платья глубоко декольтировались и обычно были без рукавов.
Как верхнюю одежду женщины носили шали, накидки, мантильи, пелерины, жилеты. Для визитов и прогулок надевали также приталенный жилет — казакин.
Дополнением к туалету служили сумочка, лорнет и зонтик. В связи с охватившей высшие слои общества модой на путешествия возникла мода на дорожные и купальные костюмы.
В 70-е-80-е гг. в истории моды наступила эпоха «позитивизма». Главной идеей этого направления была демонстрация богатства и благополучия. Костюм периода «позитивизма» перегружен деталями и украшениями, часто сочетал в себе ткани, различные по фактуре и цвету: шелк, бархат, шерсть, кружева, газ. Основные тона женских нарядов — темные, а в 80-е гг. появились платья светлых голубых, зеленых, розовых оттенков.
В моде — высокие и стройные фигуры, которые подчеркивались неотрезными по талии платьями, плотно охватывающими тело до середины бедер. Под платье надевали корсет с очень тугой шнуровкой, стягивавший всю фигуру до середины бедер. Сзади платье драпировалось, прикрывая турнюр — подушечку или подкладку из туго накрахмаленной ткани, за счет которой центр силуэта резко смещался назад. В 80-е гг. турнюры стали огромными, почти карикатурными, но в последнее десятилетие 19 века вышли из моды.
Бальные платья по-прежнему шили без рукавов, но у них появляется новая особенность — шлейф или подшитая к подолу складчатая оборка. Кроме того, в моду вошли платья с двойной юбкой. Верхняя юбка в таком наряде подбиралась со всех сторон, имитируя вместе с лифом жакет.
Верхняя одежда осталась прежней: носили и различные жакеты, и накидки, особенно модной была кружевная бальная накидка «иллюзион».
Маленький зонтик, перчатки, веер в виде опахала, боа из меха и перьев, черные чулки дополняли туалет.
Обувь
Распространенной мужской обувью во второй половине 19 века были штиблеты и ботинки на кнопках или со шнуровкой. Открытые туфли надевали только на балы. К визитке надевали только черные или лаковые ботинки или полуботинки. На лаковые полуботинки часто надевали фетровые гетры. В 50-е гг. мужская обувь была остроносой, а в 60-е годы в моду вошел тупой нос и высокий каблук.
В 50-60-е гг. женщины носили туфли на каблуках и шнурованные ботинки.
Повседневной женской обувью 70-х-80-х гг. были высокие ботинки, шнурованные или на пуговицах, на высоком или среднем каблуке.
Прически и головные уборы
В 1850-е годы у мужчин были в моде довольно длинные, расчесанные на косой пробор и завитые в локоны волосы. Носили также бородку и усы. В 60-е гг. модной стала сравнительно короткая стрижка, бакенбарды и усы.
Самым популярным мужским головным убором оставался цилиндр, однако после 1850 гг. он перестал считаться обязательной принадлежностью одежды для выхода. Носили также жесткие («мелоны») и мягкие фетровые шляпы, широкополые панамы и «канотье» — жесткие круглые плетеные шляпы с плоской тульей и ровными полями.
В 90-е годы излюбленным головным убором мужчин стал черный (изредка серый) «котелок» — нечто среднее между цилиндром и фетровой шляпой с узкими ровными полями и жесткой куполообразной тульей.
Женщины в 50-е годы носили пышные шиньоны. Иногда волосы расчесывали на прямой пробор и укладывали сзади в сетку.
В 60-е годы вошла в моду прическа «а-ля-Стюарт»: часть волос поднимали надо лбом и укладывали в виде двух валиков, а часть спускали на плечи и спину длинными локонами.
В 70-е-80-е годы женщины зачесывали волосы над висками высоко вверх, а на спину спускали длинные локоны. Иногда волосы укладывали в шиньон.
Женскими головными уборами во второй половине 19 века были маленькие шелковые или соломенные шляпки, часто с вуалью. Шляпки украшались цветами и лентами и завязывались лентами у подбородка. Носили также кружевные чепчики. В 60-е годы модным женским головным убором становится треуголка, украшенная перьями.
Украшения
Во второй половине XIX в. ювелирные украшения снова входят в моду. Женщины носят броши, серьги, кулоны.
Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян
Как составить ансамбль из атласных блуз
Как правильно носить атласные блузки, чтобы они соответствовали имиджу и стилю? Прежде всего, необходимо определить назначение одежды. Если это праздничный вариант, то лучше использовать изделия с декоративными элементами — рюшами, жабо, бантами и оборками. Для вечерних мероприятий подойдут приталенные модели с коротким рукавом или фонариком, с выточками или с запахом. Офисный стиль – блузы с круглым воротником, манжетами и пуговицами. Если девушка желает добавить пышность груди, то предпочтительно носить блузу с рюшами в области декольте. Рекомендуется для полных женщин выбирать длинные и свободные изделия неярких тонов. Каждая модель неповторима по своему, и способна подчеркнуть изюминку женского образа!