Deshevlediscount.ru

Мода и стиль
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Здоровье. Человек. Природа

Нетрудно представить — вот рука взяла иглу с белой нитью и зафиксировала ее на черной ткани. Но за последним стежком происходит чудо — выпуклые завитки, линии, точки в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться: вечный танец. И это уже не рукотворная вещь, а вытолкнутая самой природой магическая субстанция. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем и насыщенный плотной светотенью простор; и здесь любая подробность, найденная пристальным взором, отчетливой меткой стремительно врывается в сознание и замирает. И ты не столько замечаешь, сколько чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента. На одном только завитке можно изучать все законы визуальной композиции: динамику, статику, контраст, нюанс — они сплетены в крепкий узел (который словно бы стягивает горло), и рассечь его удается лишь в том случае, если ты переведешь взгляд куда-то в сторону — другой предмет, человеческое лицо, заоконный пейзаж, и все обрывается.

Я должен уточнить: хотя существует довольно устойчивая модель (наиболее распространенная — куполообразная с «барочными» компонентами мужская черно-белая тюбетейка), тем не менее следует говорить о замкнутости и некоторой отдаленности «языка» применительно к определенной местности (допустим, Фергана, Коканд), где головной убор имеет несколько иную структурную типологию, иную эстетику. Во-первых, тут общая форма уплощенная; исчезает купольность, и, таким образом, прочитываешь моментально жесткую прямоугольную конструкцию. Ткань теряет бархатистую поверхность за счет лощения и активного блеска, что придает ей подчеркнутую самостоятельность. Но в первую очередь бросаются в глаза основные элементы, наполняющие декор. Это, конечно же, теперь не плавно завязанные в узел композиции, которые настигают нас распахнутой изощренностью, а «кометы», резкой чертой бороздящие грань безукоризненно плоской пирамиды и выжигающие образ неистовой и мощной космической пляски. Собственно, именно здесь и возникает сомнение, что это мотив миндаля; скорее перед нами стручок перца или крыло фазана. Сам элемент по контуру и внутренней разработке лаконичен и строг. Стежок нити едва проступает, а линия изящна и тонка.

Значительное место в развернутой пластической системе занимает орнамент околыша, который, петлей охватывая низ тюбетейки, завершает ее. Он состоит из шестнадцати «арок» (они спаяны — одна с другой — по четыре на каждой стороне квадрата), подпирающих купол тюбетейки — модель бытия. Причем форма и орнаментальное развитие «арок» абсолютно точно выдерживает стилистику центрального элемента. Всякий раз этот ясный признак профессиональной свободы в, казалось бы, «спонтанном» творчестве завораживает меня и пробуждает к реальности.

В последние годы зачастую приходится видеть, как веками отработанные до крайности орнаментальные стили мало-помалу распадаются, обрастают вялостью и эклектикой, увлекая нас в клишированный мир (пример: металл, керамика). В то время как тюбетейка сохраняет гипнотическую природу — потаенную силу традиций, — хотя и появилась в том виде, как она представлена сейчас, в начале XX века.

Под моей ладонью пульсировало пространство черно-белой тюбетейки. Тусклая и пустая субстанция могла бы растопить его и потерять навсегда. Вряд ли.

Целостность, напряженность: символ бесконечности и тишины.

Женский костюм

Изготовленная из домотканого полотна, широкая рубашка колмек имела ромбовидную ластовицу. К концу XIX века она имела воротник-стойку, кокетку и манжеты, которые, как и подол, отделывались кружевами и оборками. У казанских татар нагрудный разрез украшался разноцветным орнаментом. Под колмек обязательно надевали шаровары-туники (богатые женщины носили шелковые), собранные у щиколоток кружевами.

Читайте так же:
Как выбрать бриджи в гардероб полной женщины

Верхнюю распашную одежду татарок — платье антер турецкого фасона, в талию, шили из тяжелой шелковой ткани, на подкладке. Узкие рукава антера украшали бархатные нарукавники капак, шитые золотом. Глубокий вырез закрывал нагрудник кокслюк, украшенный монетками или вышивкой. У девушек эта одежда была длиной до колен, у женщин среднего возраста — ниже колен, у старых — в пол. Зимой под платье надевали стеганый на вате чехол зубун. По покрою это была копия антера, но с короткими рукавами. Популярны были шелковые платьяхалаты. Распашные камзолы-куртки марка шили из черного бархата и обшивали позументом, а приталенный кафтанчик тун — из шелка и атласа. Зимний марка обрамляли беличьим мехом, а тун имел ватную подстежку.

Головные уборы и украшения. Самыми распространенными головными уборами татарок были шапочки-колпаки калфаки. Женщины носили вязаные; девушки — бархатные и шелковые, их богато расшивали золотой гладью, жемчугом, бисером, бахромой, позолоченными монетами. Мишари украшали серебряными монетами шапочки кашпау. У них, как и у касимовских татарок были популярны полотенчатые покрывала тастары. Покрывала казанских татарок, расшитые тамбурной вышивкой с цветочными орнаментами, назывались эрпэк. Татарки-кряшенки носили своеобразные покрывала сурэкэ, а косы под ними укладывали на темени, как русские женщины. Типичная прическа татарок — две косы с пробором посередине. У горно-прибрежных крымчанок популярностью пользовались турецкие фески тарбуш. Украшениями татарских женщин были нагрудные застежки якачалбыры, перевязи хаситэ, подвески к косам чулпы, серьги алка и массивные браслеты; у крымчанок — налобные повязки. Мишари и кряшены в украшениях широко использовали монеты.

Девушка в голубом кольмэке, платье-халате и бархатном калфаке; мужчина в узорчатых казанских сапожках ичигах

Украшения, как часть комплекса народного костюма

Мужчины и женщины татар носили на себе большое количество всевозможных изделий и украшений. Средний вес всех аксессуаров за один раз мог достигать 6 килограммов. Основными материалами были золото, серебро, бирюза и янтарь.

Бирюза вообще считается у татар особенным камнем. Они верят, что данный минерал является символом счастливой семейной жизни. На этот счет существует легенда. Она рассказывает, что бирюза – это кости предков, которые сохранили все лучшее.

Так, татарские женщины носили следующие украшения:

  • Накосники – заколка в виде подвески со шнуром, которая вплеталась в косу. У местных девушек их обычно было несколько видов из серебра, золота и, конечно, с бирюзой;
  • Серьги. Вставляли их маленьким девочкам 3 лет и носили до самой старости. Обычно это крупные изделия, богато украшенные камнями и с витиеватыми узорами;
  • Всевозможные шейно-нагрудные застежки. Их использовали для скрепления глубокого разреза на рубашке, но оформляли так же богато, как и друге аксессуары;
  • Кованные ожерелья из бус, бисера и монет;
  • Матерчатые нагрудники – изю (изу).

Девушки побогаче позволяли себе делать перевязь – «хасите» в виде широкой ленты, оформленной всевозможными камнями, металлическим медальонами, монетами. Это был еще и оберег, он сохранял молодую жену, когда она впервые входила в дом супруга.

Читайте так же:
Женские джинсы дизель бойфренд

Девушка в украшениях с кувшином

О казанских тюбетейках

По большим мусульманским праздникам по татарскому ТV транслируют богослужения из мечетей. Величественные храмы, море склоненных в молитве голов… Из какого бы города ни шел репортаж, можно разглядеть, что изрядная часть тюбетеек на головах благочестивых прихожан — made in Tatarstan.

Сколько же их, таких узнаваемых, выходит из-под рук татрских мастеров и расходится по всем краям! Стоит рассмотреть попристальнее это маленькое, казалось бы столь привычное, но тем не менее чудо, несущее на себе отпечаток вкуса, характера и истории народа, его создавшего. Казанские тюбетейки не всегда были такими, какими мы их знаем сейчас. В старину в Татарстане существовало великое разнообразие подобных головных уборов. Мягкие и твердые, с круглым верхом и с плоским, шелковые, бархатные и парчовые — они были чем-то вроде визитной карточки своего владельца, свидетельствуя о его происхождении, месте жительства, роде занятий, благосостоянии. Татары всегда были динамичным народом, много ездили, торговали. Привозили незнакомые ткани, украшения, новые фасоны и технологии шитья. Потому и костюм казанских татар подвергался влияниям и менялся быстрее, чем у соседних народов Поволжья. На тюбетейки и женские калфаки тоже была своя мода, менявшаяся со временем. Постепенно к началу двадцатого века сложился их современный тип. При этом надо учесть, что «казанские» — это бренд, общее название, а шились национальные головные уборы не только в столице. Тюбетейки обычно темного бархата, чаще черные или зеленые, с плоским донышком. Вышивка яркая, золотистыми нитками или тесьмой, разноцветным бисером. Калфачки тоже бархатные, ярких цветов, вышивка преимущественно серебристо-белая.

Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная «веревочка» — союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент — символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, — упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому — чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки, иногда похожие на свастику, — это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья; не зря подобными украшают и ворота деревенских домов. Один из самых древних, еще доисламский, симметричный орнамент с центральным крупным цветком принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков — «во лбу звезда горит». Вышивальщицы бесконечно повторяют старинные узоры, обычно и не подозревая об их изначальном значении, а просто следуя традиции.

Читайте так же:
С чем носить длинную рубашку тунику женскую

В начале ХХ века в Казани и вокруг нее работали десятки тысяч мастеров, шили и вышивали тюбетейки. Даже поэт Тукай в своем сиротском детстве одно время помогал торговцу «каляпушками». Начиная с двадцатых годов это кустарное производство, как и прочие народные промыслы, постепенно заглохло, лишь отдельные мастера продолжали работать самостоятельно, к девяностым годам большая часть казанских тюбетеек выпускалась на двух-трех крупных государственных предприятиях, сейчас захиревших, как вообще большая часть легкой промышленности. Недавно случилось мне побывать в цеху одного из них. Запустение, ряды молчащих швейных машинок. Говорят, затраты на производство не окупаются. Грустно… И тем не менее в Татарстане производятся тысячи тюбетеек, реализуются по всей России, вывозятся за границу. Из пепла возродился старинный кустарный промысел, и основная часть «каляпушек» выходит из-под рук надомников. В трудные девяностые годы, когда повсеместно не выплачивались зарплаты, рукоделие, совсем как в старые времена, оказалось для многих, в первую очередь сельских женщин, возможностью поддержать свои семьи. Заработки не особо щедры, зато живые деньги. Поневоле вспомнишь, что когда нас, девочек, приучали в детстве держать в руках иглу, приговаривали — может, это когда-нибудь выручит, даст возможность заработать на кусок хлеба. Не верилось, казалось, другой век на дворе…

Как сказала одна сельчанка — летом с детьми работаем на огороде, а зимой все вместе «каляпушничаем» — считай, тот же огород. По традиционной технологии тюбетейка шьется их трех слоев ткани и простегивается вручную, а между дорожками стежки протягивается для прочности тонкая бечевка. Эта операция — протягивание — часто поручается детям, даже мальчикам. Когда держишь в руках, разглядываешь такое целиком рукотворное изделие, о многом можно подумать. Например, как сильно отражается личность мастера, его художественный вкус в манере шитья, и особенно вышивки. О том, что даже в скромной и недорогой тюбетейке или калфаке использованы ткани и фурнитура из нескольких стран. Под бесконечные разговоры о развитии малого бизнеса и народных промыслов кто-то все это собрал в Москве и Китае, Турции и Эмиратах, привез, кто-то доставил в сельскую глубинку, организовал сбыт. Есть, есть у нас предприимчивые без лишней болтовни люди. И еще думается о будущем традиционного промысла. С приходом новых технологий он оказался между молотом и наковальней. В развитых странах изделия ручной работы стоят намного дороже промышленных, в Европе цена квадратного дециметра бисерной вышивки начинается с трехзначной цифры в евро. А у нас еще кое-где услышишь — «хорошо сделано, прямо как фабричное», и верхнюю ценовую нишу в магазинах и на рынках занимают тюбетейки отнюдь не ручной работы, к тому же вышитые на программируемых автоматах. Эффектные изделия… Такие нередко преподносятся даже в качестве VIP-подарков, иногда украшают VIP-головы на сабантуях, давая пример для подражания. Сомневаюсь, что на родине, например, персидских ковров образцы машинной работы ценят выше, чем ручной. А нижнюю ценовую нишу занимают дешевые конвейерные тюбетеечки из Китая. Не кто иной, как автор этих строк в 1998 году упомянула в одной статье о гипотетической, казалось, возможности подобной экспансии Китая на татрский рынок. Дожили, однако, — а тоже не верилось.

Читайте так же:
Как сшить ветровку женскую своими руками без

Тюбетейка — главный казанский сувенир, редкий турист уедет из Казани, не приобретя хотя бы одну на память. А еще они до сих пор носятся как головной убор, хотя бы по особым случаям. Поэтому в продаже должны быть разные — дорогие и дешевые, свои и импортные, эксклюзивные изделия и конвейерная массовка, но, наверное, стоит отличать одно от другого и ценить самобытное наследие предков, дошедшее до наших дней в виде живого, несмотря на все повороты судьбы, и по-настоящему народного промысла.

«Татарский женский костюм полностью соответствовал принципам ислама»

Вернемся к самому комплексу одежды волго-уральских татар, уже не соприкасаясь с мнением обывателей, живущих в рамках мусульманского общества, исследователей и путешественников, описывающих или просто соприкоснувшихся с татарской культурой XVIII – начала ХХ века. Необходимо заметить, что татарский женский костюм, формировавшийся не одно столетие, полностью соответствовал принципам ислама. Для полного сокрытия фигуры среди мусульманок Волго-Уралья использовались джиляны или чапаны с плеча мужа, по примеру паранджи из Центральной Азии. К тому же туникообразные рубахи, головные уборы – покрывала и платки – полностью справлялись с задачей сохранения аурата, являясь безусловным для исполнения замужней женщиной.

Фото: © Рамиль Гали, ИА «Татар-информ»

Соответственно, мы не можем категорически утверждать, что этого факта не было. Татары жили в рамках религии, что отражалось на их внешнем виде. Также необходимо понимать, что в традиционной культуре многих народов, если девы также имели больше свободы, то, как правило, выходя замуж, женщина старалась скрыть от чужих глаз голову, волосы и тело, что зачастую имело сакральный смысл.

Таким образом, споры на тему того, в чем ходили татарки, больше имеют спекулятивный характер. Возникает много толков, что наши предки подобного не носили. Однако одно остается фактом – татарские женщины всегда имели большой вкус и любовь к новшествам, когда мода плавно меняла и дарила микс из традиционной формы и нового элемента, возможно, подсмотренного у соседа, а кто знает, может, и привезенного любимым супругом, отцом или просто родственником из дальних странствий, рождая тот неповторимый, богатый татарский стиль!

Сегодня для многих людей камнем преткновения является вопрос как об общеисламской моде XXI века, так и о татарской моде. Возможно, стоит извлечь уроки из истории и создать то уникальное сочетание красоты татарской культуры и современной одежды, независимо от того, соответствует ли она принципам шариата или нарядам, которые мы носим повсеместно.

Казахская национальная одежда для женщин

О национальной одежде казахов можно сказать многое. Вот самые интересные факты о женском гардеробе:

Казахские национальные платья

Для женщин традиционный наряд включал платье свободного покроя с камзолом сверху (приталенный жакет до колен). Для костюмов использовалось много ситца и тонкого войлока. Состоятельные женщины имели доступ к бархату и шелку.

Читайте так же:
Джинсы резервед женские черные

Первоначально все платья имели закрытый покрой. В 19 веке казахи разработали независимый стиль. Юбка и верхняя часть платья шились отдельно, а затем соединялись вместе.

Зимняя погода означала, что дамы носили меховые шубы. Традиционно их шили из шкур ягненка и лисы. Также носили шапаны — халаты с высокими воротниками, подбитыми шерстью.

Касахские национальные платья, халаты и камизы изготавливались из ярких тканей. Женщины носили предметы гардероба таких оттенков:

  • красного;
  • синего;
  • желтого;
  • зеленого;
  • золотого.

Традиционные головные уборы

Дополнением к образу является головной убор казахов, который, как и у многих народов, рассказывал о семейном положении. Саукели — это высокие конусообразные шапки, которые носили замужние женщины. Только в первые несколько месяцев после замужества, а затем только по большим праздникам, его надевали на голову.

Каркас головного убора изготавливался из жесткого белого войлока, а сверху покрывался шелком или велюром. Для бедняков существовал более простой вариант — атлас и сукно. Саукеле украшали золотыми монетами и кораллами.

Шапка заканчивалась пучком совиных перьев, а края были оторочены мехом. Для этой цели использовали песца, соболя и норку. В дополнение к шапке носили длинные подвески, называемые жактау, которые располагались по бокам. Поверх саукеле надевали шали из бархата или шелка. Их украшала вышивка, похожая на сетку.

Через год после замужества и после рождения первого ребенка женщины начинали носить более удобный головной убор — кимешек. Это был белый платок с вырезом для лица, покрывавший голову и верхнюю часть тела. Обычно добавлялась вышивка, серебряные бляшки и жемчуг. Поверх кимоно надевался белый тюрбан.

Женщины и мужчины носили одинаковые казахские головные уборы. Среди предметов одежды были тюбетейки и борики. Их носили девушки, которые еще не успели выйти замуж. Традиционно тюбетейку шили из разных тканей — толстого хлопка или мягких и дорогих, например, сукна или бархата.

Девушки предпочитали тюбетейки, расшитые серебряной или золотой нитью. Верх часто украшали перьями совы, а края инкрустировали камнями.

Казахская одежда: женская обувь

Касахи носят обувь со своей национальной одеждой. Их внешний вид является отражением кочевой жизни народа. Казахам часто приходится передвигаться, поэтому они носят высокие сапоги. Широкие голенища также характеризуют обувь.

Для летних сапог они могут иметь каблук. Носки традиционно загибались при пошиве. Женщины предпочитали обувь с вышивкой и аппликацией.

Чем украсить тюбетейку из бумаги

Символы

Орнамент на головной убор может быть нанесен как бумажными, так и нитяными узорами. Разные люди используют разные типы узоров, каждый из которых имеет свое значение.

Чтобы закрепить бусины, используйте клей сверху и по бокам. Помимо того, что клей скрывает места склеивания, нить можно использовать для создания отдельного украшения.

Нанесите рисунки на верхнюю часть головного убора в соответствии с государственными требованиями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector